Система наставничества

Создание системы наставничества как возможности профессиональных сообществ в реализации основных направлений развития образования.

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя»

(К.Д. Ушинский).

Тысячи молодых преподавателей приступают к работе в образовательных учреждениях ежегодно. У всех из них возникают вопросы, ответы на которые молодые специалисты не найдут в изученных ими курсах академической программы, в интернете и в коротких учебных школьных практиках. Организационная культура учреждения и требования, учебная программа и подбор методов, форм и средств преподавания; родители, моноэтнический или полиэтнический состав учащихся и «дети, с особыми потребностями» в классе – целый комплекс разноплановых новых задач встанут перед молодым учителем. Это происходит в нашей стране и в других странах мира. «Согласно исследованиям и опыту, одна треть педагогов уходит из профессии через три года после начала работы, в основном объясняя свой уход, недостаточной поддержкой молодых специалистов», – основываясь на статистике по Северной Америке, пишет Пэм Роббинс, независимый консультант по образованию из США [4].Уходит на пенсию часть специалистов. «Часто, когда педагог уходит на пенсию, его собственная библиотека накопленных знаний сгорает. Наставничество помогает нам спасти несколько томов испытанных временем настоящих секретов нашей профессии» [4].

С введением нового Закона об Образовании [1],новых Федеральных государственных стандартов и Профессиональных педагогических стандартов, и опытные педагоги столкнуться с проблемами, с которыми никогда не сталкивались прежде. Государственная образовательная политика РФ и документы ЮНЕСКО (Образование для всех), открытия ученых в науке, развитие отечественной и зарубежной педагогики, запрос общества – все это вместе требует от педагога нового качества в его деятельности.

Какой комплекс мер может стать сегодня всесторонней поддержкой для педагога? Введение системы наставничества и работа с наставником – таким видится ответ на поставленный вопрос. Главная цель введения системы наставничества – повышение качества преподавания учителя. Профессиональные стандарты педагогов и федеральные образовательные  стандарты – основа, на которой будут строиться:

  • Процесс внедрения в педагогическую практику;
  • Повышение качества работы специалистов и работа с ними педагогов-наставников;
  • Аттестация специалистов в сфере образования.

Это возможное создание системы непрерывного образования для реализации новой образовательной парадигмы «образование через всю жизнь» [3]. Хем Портнер, международный эксперт по образованию считает, что «идеальная система наставничества в школе стоит из четырех взаимосвязанных частей:

  • Всестороннее участие в процессе образовательной деятельности и преданность делу со стороны целевых групп и отдельных людей.
  • Совместимость с макросистемой, в которой работает наставничество.
  • Жизнеспособная структура, соответствующая нравам (традициям) в данном обществе для успешного решения задач, принятия решений, внедрения и оценки программ.
  • Разносторонние и доступные ресурсы».

В опыте международной программы «Шаг за шагом», (программа «Сообщество» в Российской Федерации [5]) наставничество определяется как процесс, в котором педагоги постепенно осваивают стандарты: от понимания и принятия до полного внедрения в своем учебном заведении. Обучение включает в себя три стадии: а) наблюдение, б) моделирование и демонстрация с помощью эксперта, в) независимая деятельность с использованием метода. Наставничество – это метод, который помогает создать профессиональные самообучающиеся сообщества в области образования в каждом учреждении, способствующие профессиональному росту, как педагога, так и наставника, с целью создания качественной педагогической практики. Цикл работы наставника состоит из четырех компонентов: 1) планирование, 2) мониторинг, 3) анализ, 4) применение и круг повторяется вновь.

В качестве «инструмента» профессионального развития педагогов для улучшения качества  педагогической деятельности в дошкольных и школьных учреждениях Международная ассоциация Шаг за шагом – ИССА[2] использует «Пакет ресурсов по качеству «Компетентный педагог 21 века. Принципы качественной педагогики».

Международная ассоциация Шаг за шагом выделяет в Пакете ресурсов по качеству семь областей, определяющих работу специалиста как качественную педагогику. Это области: взаимодействия; семья и местное сообщество; инклюзия, многообразие и ценности демократии; оценка и планирование; методы обучения; развивающая среда; профессиональное развитие. В каждой из областей выделяются принципы, их двадцать, и индикаторы качества – их восемьдесят пять. Это объемный электронный документ. Четко структуированный, понятный и доступный в применении. Он позволяет специалисту увидеть и уровень своей практики, и выстроить вектор своего развития, и пройти аттестацию. Эксперту-наставнику – оценить работу педагога по тем же критериям.

Структура инструмента на примере одной области. Целевая область: Взаимодействия1.

Принцип 1.1

Индикаторы качества 1.1.1 -1.1.6.

Исследования и документы, которые могут оказать помощь специалисту в работе в данной целевой области. Примеры,

Описание целевой области.

  1. 1.     Взаимодействия между взрослыми и детьми, как и взаимодействия между сверстниками, имеют огромное значение для оказания поддержки физическому, социальному, эмоциональному и когнитивному развитию детей. Их роль также чрезвычайно важна, поскольку эти взаимодействия способствуют непрерывному развитию и обучению детей, помогая обмену знаниями, опытом, чувствами и мнениями. Именно через взаимодействия у детей развивается чувство собственного «я» и чувство принадлежности к определенному сообществу, а также приобретаются знания о мире. Роль педагога состоит в том, чтобы предоставлять детям возможности включаться во взаимодействия и участвовать в процессах совместного построения знаний и смыслов. Педагог заботливо поддерживает развитие и обучение детей, а также моделирует (демонстрирует на собственном примере) уважительные и доброжелательные взаимоотношения между всеми взрослыми, имеющими отношение к жизни детей.

Взаимодействия, помогающие устанавливать значимые и уважительные отношения между всеми участниками процесса (когда есть стремление услышать голос каждого), способствуют тому, чтобы у детей развивалась уверенность в себе, и они становились продуктивными и заботливыми членами общества.

Принцип 1.1. Педагог взаимодействует с детьми дружелюбно и уважительно, поддерживая этим развитие каждого ребенка и способствуя построению его «я»/идентичности.

Индикаторы качества:

1.1.1. Взаимодействия педагога с детьми характеризуются теплотой и заботой; взаимодействия демонстрируют, что педагог ценит детей и получает удовольствие от общения с ними.

1.1.2. Взаимодействия педагога с детьми и его ожидания в отношении детей соответствуют процессу развития и обучения детей.

1.1.3. На протяжении всего дня педагог индивидуально взаимодействует с детьми, опираясь на их сильные стороны, стимулируя обучение и развитие каждого ребенка.

1.1.4. Педагог, выстраивая взаимодействия с ребенком, учитывает сильные стороны и потребности каждого ребенка, в эмоциональной, социальной, физической и когнитивной сферах.

1.1.5. Педагог предоставляет детям возможность делать выбор и заботится о том, чтобы этот выбор мог быть реализован и уважался другими.

1.1.6. Взаимодействия педагога с детьми способствуют развитию у них инициативы, автономности, самодостаточности и лидерства.

Исследования и документы (выборочно)

Почему важно взаимодействовать с детьми дружелюбно и уважительно?

Исследования головного мозга (Shore 1997; Gopnik etal. 1999; Shonkoff and Phillips 2000; Blair 2002; Rothbartand Posner 2005; Shanker 2009) показывают, что теплые и любящие взаимоотношения между маленькими детьми и взрослыми, отличающиеся позитивностью и стимуляцией в соответствии с возрастом, оказывают важное воздействие на развитие детей во всех областях. Теплые и любящие взаимоотношения помогают детям сформировать прочную привязанность к своим педагогам, а также, как показывает исследование (Howes 1999), такая привязанность улучшает прогнозы на результаты детей в будущем. Маленькие дети учатся взаимоотношениям через то, как люди с ними взаимодействуют, в том числе, как к ним прикасаются, какой используется тон голоса и выражение лица. Так происходит потому, что дети узнают мир через чувства – осязание, зрение, слух, вкус и обоняние.

Маленьким детям для того, чтобы они могли свободно исследовать свою среду, взаимодействовать с другими, развивать чувство своего «я» и приобретать уверенность в

себе, необходимо также чувствовать себя в безопасности эмоционально и физически.

Понимание, что взаимодействия являются ключевым компонентом развития и обучения детей, не является чем-то новым.

Эти положения полностью инкорпорированы в настоящие «Принципы» и призваны направлять педагогов  использовать подход к обучению, который ISSA называет «ориентированным на ребенка», ISSA использует термин «ориентированный на ребенка» для обозначения подхода к обучению, при котором знание выстраивается в обучающей среде педагогами и детьми совместно. В других работах такой подход называют «открытая структура» (Weikart 2000;Siraj-Blatchford et al. 2003)….

Даже когда мебель в группе/классе переставлена так, чтобы дети могли работать в центрах/уголках по интересам, имеется несколько ключевых моментов, которые необходимо учитывать педагогам, чтобы их взаимодействия были ориентированы на ребенка:

1. Педагоги должны понимать потребности детей и процесс обучения, чтобы их взаимодействия обеспечивали детям, как поддержку, так и трудности.

2. Педагоги должны обеспечивать благополучие всех детей.

3. Взаимодействия между ними и детьми должны идти в русле процесса совместного выстраивания знаний или устойчивого совместного мышления или занятия.

4. Педагоги должны индивидуализировать обучение в соответствии с потребностями детей.

5. У детей должна быть возможность делать выбор.

6. Педагоги должны понимать, что если они хотят, чтобы обучение было успешным, то дети должны быть высоко мотивированны и вовлечены в учебные занятия.

7. У детей не только должны быть возможности взаимодействовать с другими детьми и учиться у них, но их необходимо и поощрять к этому…

 

Примеры. Описываются разные уровни практической работы педагогов.

УРОВЕНЬ 0 описывает НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНУЮ практику, которую нельзя признать ориентированной на ребенка.

УРОВЕНЬ 1 – «ХОРОШЕЕ НАЧАЛО» показывает, как педагог-практик может успешно начать улучшать свою практическую работу.

УРОВЕНЬ 2 – «КАЧЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА РАБОТЫ» показывает, какие особенности работы педагогов свидетельствуют о том, что работа является качественной.

УРОВЕНЬ 3 – «КАК ПРОДВИГАТЬСЯ ВПЕРЕД» показывает, как добиться того, чтобы практика работы была устойчивой и вела к изменениям в парадигме обучения и в практической работе.

КАЧЕСТВО ПОДРАЗУМЕВАЕТ ВСЕГДА ПРОЦЕСС.

 

УРОВЕНЬ 0. НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

Не использует слова поддержки, чтобы побудить детей сделать что-то новое или попытаться сделать что-то еще раз, если у них это не получилось с первого раза. Использует ненадлежащие слова или фразы (типа:Умнее надо быть! Ты плохой мальчик! и т.п.). Не обращает внимания, когда дети расстраиваются или становятся раздражены и начинают сердиться.

УРОВЕНЬ 1 – «ХОРОШЕЕ НАЧАЛО»

Реагирует надлежащим образом на поведение детей в большинстве случаев. Управляет как поведением отдельных детей, так и динамикой группы. Использует слова поддержки, побуждая детей стараться сделать что-то новое или попытаться сделать что-то еще раз, если у них это не получилось.

УРОВЕНЬ 2 – «КАЧЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА РАБОТЫ»

Индивидуализирует взаимодействия таким образом, чтобы стимулировать, предоставлять

опору и далее поддерживать развитие и обучение каждого ребенка. В разговорах с детьми и

в ходе обсуждений следует за инициативой детей. Использует информацию и релевантные данные для определения ожиданий в отношении каждого конкретного ребенка. Реагирует надлежащим образом на поведение каждого ребенка. Имеет реалистические ожидания, осознавая, что дети не могут воспроизвести понимания и поведения взрослых, но при этом также могут очень много делать. Способствует тому, чтобы дети вносили свой вклад, и использует его. Наблюдает за занятиями детей и задает им вопросы на основе этих наблюдений.

УРОВЕНЬ 3 – «КАК ПРОДВИГАТЬСЯ ВПЕРЕД»

Осознает, не проявляя осуждения, что знания, установки ребенка и его отношение к обучению формируются благодаря всем его взаимодействиям, а не только взаимодействиям в школе.

Педагог на основе общих принципов, определений, индикаторов, уровней и примеров, исследований качественной педагогики, отбирает содержание, организует образовательный процесс. Воспитатель детского сада или школьный учитель выстраивает взаимодействия и взаимоотношения с детьми и взрослыми, применяя демократические принципы, а в Пакете ресурсов они подразумевается не как власть большинства, а как возможность быть услышанным каждому. Специалист создает развивающую среду, организует работу с родителями и местным сообществом, проводит мониторинг развития каждого ребенка, размышляет и планирует, выбирает методы обучения, применяя данные мониторинга. Постоянно обучается, растет профессионально и делает самооценку образовательных результатов. Качество работы педагога является тем критическим фактором, который влияет на успешное развитие детей. Стандартом для тренеров, экспертов-наставников служит «Пакет ресурсов по качеству Международной Ассоциации Шаг за шагом»[2]. Система наставничества включает комплекс процедур: обучение экспертов, самоанализ педагога, экспертизу и «сверку надежности», сертификацию педагога

Необходимость наставничества давно признана в нашей стране. Большой и распространенный опыт наставничества был в производственной сфере в советский период. Каждый молодой рабочий имел опытного наставника, на всех фабриках и заводах работала система наставничества, была эффективной и давала хорошие результаты. Во всем мире ценят и любят русский балет. Академическая русская балетная школа остается самой сильной десятилетиями. Сложнейшая профессиональная задача, когда профессию нужно передать «из ног в ноги», (как сказала выдающаяся балерина Тамара Максимова), решается. Каким образом? На протяжении всей профессиональной карьеры актеры работают в системе «педагог-наставник и артист балета». Каждый актер театра имеет педагога-наставника. Это опытный мастер, закончивший свою сценическую карьеру, который разбирает с ним предстоящие партии в специальных репетиционных классах. Педагог-наставник со стороны наблюдает, подсказывает, поправляет и помогает оценить артисту балета себя, свою форму в предстоящих выступлениях и после каждого отработанного спектакля. Вот именно такой: помогающей и направляющей педагога к качественной деятельности видится в идеале наставничество, как для школьных преподавателей, так и специалистов дошкольных образовательных учреждений. Каждый человек, сделавший свою работу хорошо, стремится сделать ее еще лучше, при необходимых и достаточных условиях. Этими условиями должна стать система наставничества в каждом образовательном учреждении.

 

Библиографический список

  1. Закон об образовании в Российской федерации «№273-ФЗ» от 29.12.2012 г.
  2.  Международная Ассоциация Шаг за шагом www.issa.nl
  3. «Образование через всю жизнь» http://ec.europa.eu/education/lifelong-learning-policy/doc/policy/qualityreport_en.pdf
  4.  Роббинс. П., «Работа с наставником, Jornal of Staff devopment 20 (3) лето, 1999 г.
  5. Учебно-методическое пособие по реализации программы «Сообщество» http://www.childpsy.ru/lib/books/id/8194.php

 Золотова Анна Константиновна

Приглашаем на курсы повышения квалификации:

    • Курсы повышения квалификации и переподготовки в рамках международного проекта «Компетентный педагог XXI века. Принципы качественной педагогики» Подробнее >>

 

    • Семинар «Федеральные требования к основной образовательной программе ДОУ. Активные методы работы, инструментарий специалиста и психологические практики, позволяющие реализовать ФГОС» Подробнее >>

 

    • Семинар «Включение детей с особыми потребностями в образовательные учреждения (детские сады и школы)» Подробнее >>

 

Яндекс.Метрика