Инклюзивное образование в России

Инклюзивное образование в России. Документы.

Государственные гарантии Российской Федерации  на достойную жизнь и свободное развитие человека без какой-либо дискриминации должны быть обеспечены приведением российских законов в соответствие с требованиями Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной РФ, и разработкой первоочередных мероприятий по ее реализации.  Одним из приоритетных направлений является развитие современных образовательных моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ) в условиях совместного образования со сверстниками. 

Концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга.

«Решающее значение для будущего российской школы приобретает профессиональный рост учителя. Он должен быть готов использовать в обучении современные технологии, уметь работать с детьми с ограниченными возможностями по здоровью».

Послание Президента РФ Федеральному собранию 12 декабря 2013 года .

     «Закон об образовании в Российской Федерации»

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с ОВЗ

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы.

Программа доступная среда

Проект «Равные и разные» стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг.

Петербургская Школа 2020

Концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга

Одним из основных направлений развития образования является реализация  идей инклюзивного образования.

Согласно ст. 27 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», инклюзивное образование определяется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Данное направление является одним приоритетных в части развития деятельности РФРО «Сообщество» и диссеминации опыта  в области инклюзивного образования.

Два года −  с 2005 по 2007 гг. −  РФРО «Сообщество» осуществлял работу по проекту, поддержанному Европейским Союзом «Объединение усилий для создания инклюзивных детских садов».

Проектной командой ставились очень важные задачи, решение которых зависело от многих факторов, как, например:

насколько законодательно подкреплено инклюзивное образование в стране и регионах,

как относятся к нему профессиональные сообщества, официальные структуры власти на местах и все общество в целом.

 

РФРО «Сообщество» взял на себя амбициозные и ответственные задачи, которые  были сформулированы следующим образом:

  •     актуализировать решение проблемы инклюзивного образования;
  •     поддержать интерес к проблеме инклюзивного образования у родителей и педагогов-практиков;
  •     разработать механизмы реализации права обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на образование (далее – дети с ОВЗ) на конкретной территории;
  •     создать  модели включения детей с ОВЗ в массовые детские сады.

 

Результатами проекта стали:

  •     обучение 90 педагогов из трех регионов Российской Федерации (Московская, Калужская и Новгородская области, всего 6 городских и поселковых детских садов) по проблеме инклюзивного образования;
  •     работа с детьми и их семьями, а также работа по приёму детей в группы детского сада (были приняты 47 детей с лёгкими и средними нарушениями, 1 ребёнок с тяжелыми нарушениями здоровья);
  •     создание моделей инклюзивных групп в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего вида, как ресурсных центров для распространения инклюзивного опыта;
  •     выпуск трёх публикаций по теме проекта.
  1. Книга «Включение детей с особыми потребностями в обычные дошкольные образовательные учреждения и школы». Автор Э. Р. Дэниелс. Монография написана для воспитателей и учителей младших классов. Это рекомендации о том, каким образом можно индивидуализировать обучение, как подход в инклюзии и практика с конкретными методами, с помощью которых специалисты смогут сформировать партнерские отношения с семьями; провести педагогически наблюдения за развитием и успехами детей; разработать индивидуальные планы обучения; создать развивающую среду группы детского сада или класса школы.
  2. Публикация «Исследование ситуации в области включенного обучения» была подготовлена и составлена двумя авторами, работавшими в проекте − это российский психолог И. Зинченко и шведский профессор У. Янсон. Учёные исследовали создание групп в детских садах, в которые включаются дети с ОВЗ, методы и формы обучения педагогов и родителей, проблемы, которые  возникают на пути включённого (инклюзивного) обучения.
  3. «Мы вместе! Книга для родителей» была написана всеми участниками международного проекта, воспитателями и родителями, методистами и руководителями дошкольных образовательных учреждений, которая адресована родителям детей, педагогам детских садов и школ, работающих по программам включённого (инклюзивного) образования, специалистам образовательных учреждений, а также родителям.

Таким образом, данный проект РФРО «Сообщество» включил в реализацию задачи инклюзивного образования 6 регионов РФ, 6 учреждений дошкольного образования и  90 педагогов.

 

Одним из механизмов диссеминации инновационного педагогического опыта стала организация и проведение Международной конференции «Инклюзивное образование: на пути к равным возможностям» в 2007 году в партнёрстве с различными министерствами и ведомствами, а также территориальными органами управления образованием.

Была создана программа для института практической психологии ИМАТОН: Семинар-практикум «Инклюзивное образование. Практика внедрения в дошкольное образовательное учреждение». Она предназначена для руководителей дошкольных образовательных учреждений, заместителей руководителя по учебно-воспитательной работе, воспитателей, психологов. Цель обучения − формирование представлений о сущности инклюзивного образования, его теоретических основах и специфике внедрения в практику работы дошкольного образовательного учреждения. Продолжительность семинара-практикума − 6 дней, 48 академических часов. В программу включены психолого-педагогические характеристики детей с ограниченными возможностями здоровья:

с задержкой психического развития;
с умственной отсталостью в стадии дебильности (олигофрения);
с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения;
первой, второй и третьей группы со сложными и сочетанными дефектами;
с нарушениями слуха и зрения;
с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
с общим недоразвитием речи и тяжелыми речевыми расстройствами;
с заиканием, ринолалией, дисфонией.
Темы занятий семинара-практикума:

  •     современные концепции инклюзивного образования, их преимущества и ограничения;
  •     организация единого профессионального пространства – залог эффективного внедрения инклюзии в образовательный процесс ДОУ;
  •     виды и функции ПМПк: классический, в стиле модерн, системный;
  •     проектный менеджмент;
  •     разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов для детей с особыми потребностями;
  •     создание благоприятного психологического климата для всех участников инклюзивного образовательного процесса;
  •     профилактика и коррекция межличностных конфликтов в детском коллективе;
  •     организация эффективного взаимодействия с семьей ребёнка с особыми потребностями;
  •     мониторинг эффективности развития ребёнка с особыми потребностями.

В ходе семинара проводятся занятия на базе образовательных учреждений Санкт-Петербурга, работающих по программе «Шаг за шагом». В программе семинара предусмотрено знакомство с опытом лучших воспитателей и наставников, победителей и лауреатов конкурсов мастерства педагогов дошкольного образования России.

 

 Исследованием ситуации в области инклюзивного обучения продолжила заниматься Ирина Зинченко.

В настоящее время внедрение инклюзивного образования в Российской Федерации во многом связано с развитием инициативы со стороны общественных и негосударственных организаций. Для этого есть ряд закономерных предпосылок. Примером такой инициативы может послужить деятельность РФРО «Сообщество» в рамках развития одного из направления образования − инклюзивного образования.

РФРО «Сообщество» активно занимается данным направлением. Ив 2015-2016 гг. организует три учебных семинара – тренинга.

Информация о ближайшем здесь >>

 

Полезные ссылки:

Инклюзивное образование в России

Презентация:

Инклюзивное образование в Норвегии и Швеции

 

Яндекс.Метрика